ИСТОРИЯ №3. МАРИНА

МАРИНА  БЕСЧАСТНОВА,   фотограф

 

С Мариной мы сначала познакомились виртуально. Встретились, как и с многими другими фотографирующими, ставшими очень близкими и дорогими мне девчонками, в Марусиной Мастерской (это такая творческая онлайн мастерская семейной фотографии). То, что у Марины большой талант и свои особые, даже интимные, отношения со светом, было понятно сразу. 

Но талантливый человек он же талантлив во всем, и оказалось, что Марина еще и популярный в ЖЖ блоггер. Выяснилось это совершенно для меня случайно, так как ЖЖ - абсолютно не моя стихия. Любимая подруга, живущая на другом конце земли, увидев однажды Марину у меня в друзьях на Фейсбуке с восхищенным удивлением воскликнула: "Ты знаешь Марину?!!!" И тут я почувствовала себя так, будто сидела за одной партой с Дэвидом Бэкхэмом и не знала, что у него нужно взять автограф ))

КРАТКАЯ  БИОГРАФИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

 

 

Марина родилась и выросла в Калининграде, в семье инженера (мама) и моряка (папа). Там же получила оба высших образования.

По первой специальности наша героиня - инженер-механик пищевой промышленности, по второй - специалист по связям с общественностью. 

Работать начала на 5 курсе. Занималась молодежными проектами в некоммерческой организации - профилактикой антисоциального поведения, наркозависимости, СПИДа. Потом уехала в Челябинск и прожила там около двух лет. Работала в той же области, занималась профилактикой социально опасного поведения с детьми и подростками, проводила тренинги и обучающие программы. Постепенно сфера интересов сместилась в сторону тематической полиграфии и, таким образом, в круге должностных обязанностей возник еще и полиграфический дизайн. 

Когда вернулась в родной город, пошла сразу на дизайнерскую работу в журнал, дизайнером-верстальщиком. Потом ушла в небольшое рекламное агентство в холдинге "Комсомольской правды". Пока занималась дизайном, очень удачно освоила Фотошоп и другие графические программы, что оказалось полезным в дальнейшем. Вышла замуж, ушла в декрет, а из декрета решила не возвращаться в офис. Закончила Марина дизайнерскую карьеру креативным директором рекламного агентства.

13   ВОПРОСОВ   ГЕРОИНЕ

 

1. МАРИН, КОГДА В ТВОЕЙ ЖИЗНИ ПОЯВИЛАСЬ ФОТОГРАФИЯ? 


Фотография пришла с рождением ребенка. Мы купили фотоаппарат, когда Аньке было полгода, отчетливо помню первую фоточку, и восторг от того что - ух ты! лицо в резкости, а остальное все размыто )) До этого в институте был период, когда пробовала снимать на Зенит, найденный на антресолях у родителей, но тогда не оценила ни оптику, ни ГРИП (глубину резко изображаемого пространства).

Поснимав немного, я обнаружила, что ничего не понимаю в технике фотосьемки, что я как обезьяна с гранатой. Записалась в школу PhotoPlay на дистанционные курсы по основам фотографии. Потом через какое-то время пошла на интернет-курс композиции к Владе Красильниковой. А потом была уже Марусина Мастерская (творческий онлайн курс для фотографов) и портретный курс Сергея Сараханова, тоже онлайн, в Калининграде других вариантов мало.


 

2.  А КАК ТЫ ПРИШЛА В КОММЕРЧЕСКУЮ ФОТОГРАФИЮ?


Когда из семьи довольно внезапно ушел муж, ожидаемо встал вопрос, чем кормить себя и ребенка, алименты конечно не дадут совсем пропасть с голоду, но хочется не сводить концы с концами, а жить как-то повеселее, мы же девочки, нам нужно ходить в кино и в кафе, позволять себе круто иллюстрированные детские книжки и красивые платья. При том в офис я не хотела категорически. 


В ЖЖ под замок написала про развод и обеспокоенность будущим. Кто-то из френдов предложил посмотреть в сторону коммерческой фотографии ("ты же хорошо снимаешь") - что мне самой не то чтобы совсем не приходило в голову, но казалось чем-то совсем рискованным, неоправданным,"дяденька, я же не настоящий сварщик", в общем было очень трусливо - налажать, не оправдать, опозориться и все такое.


На тот момент у меня было около 2500 подписчиков в ЖЖ, не так чтобы много, но все же есть у кого спросить: если я вот вдруг приеду в Москву с фотоаппаратом, хотел бы кто-нибудь придти ко мне фотографироваться? И да, захотели! То есть у меня определенно набрался кворум готовых заказчиков, оправдывающий поездку в москву, окупающий билеты и проживание - и я поехала. Первый раз был в августе 2014. И вот с тех пор, и до сих пор, да вот и сейчас, простите за неровный почерк.


А первая моя платная съемка была в Калининграде, это были друзья друзей. Но в Калининграде у меня мало частных клиентов, как-то так вышло что основная аудитория моего блога - москвичи, так и вышло, что и все запросы на съемку были в основном в Москве. Зато в Калининграде я снимала для журнала "Калининградские дома" (где когда-то работала дизайнером). У них есть рубрика "Вкусно", про сервировку и дизайн обеденного стола. А я еще до этого начала "для себя" снимать еду. Потому что это тоже любовь - изначально, конечно, насчет пожрать, ну а любишь кататься - люби и саночки возить, так что готовить мне тоже интересно...

3. ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ В НАЧАЛЕ?


Самым сложным было решиться сказать, что я фотограф. Что я не только могу снимать, но и брать за это деньги. 
Ну и второй момент - я интроверт и социофоб, поэтому для меня довольно сложно администрировать собственные съемки, вести переговоры, устанавливать какие-то рамки. Меня отпускает только в тот момент, когда я беру в руки камеру, и то не сразу, первые полчаса происходит взаимная подстройка с людьми в кадре, а потом, всегда, непременно происходит какой-то момент включения, почти различимый щелчок, и все становится понятным, начинает проясняться и складываться, в логику, в узор, который увлекает и ведет за собой. Но до этого момента я психую, тревожусь, и преодолеваю мощную потребность забиться под одеяло и прикинуться ветошью:)


4. А ПОДДЕРЖКА КАКАЯ-ТО БЫЛА НУЖНА НА ПЕРВЫХ ШАГАХ? 


Она конечно была нужна. И сейчас нужна. Она всем людям творческих профессий нужна. Самая мощная поддержка - это когда кто-то важный, чьему мнению ты доверяешь, кто-то, кто тебе и неравнодушный, свой человек и в то же время эксперт - говорит: "вот да, ты тут молодец! Хороший кадр". Этого часто не хватает. Поэтому моя максимальная поддержка сейчас -  когда выкладываю серию в соцсети, и приходят какие-то одобрительные комменты и обратная связь. Очень ценно, когда именно коллеги хвалят, то самое экспертное мнение.


5. А РОДИТЕЛИ?


Родители долго считали, что я фигней занимаюсь. Впрочем кажется они до сих пор мечтают, чтобы я нашла уже себе "нормальную работу", чтобы офис, чтобы пенсия, чтобы запись в трудовой книжке.

6. ОТ ЧЕГО ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ САМЫЙ БОЛЬШОЙ КАЙФ В РАБОТЕ?

 

Когда вдруг,наконец, складывается свет. 
Когда есть светотень, ты ее ловишь и приручаешь и она работает на кадр. 
Снимаешь-то всё равно изначально человека. А вот когда это не только портрет, а есть еще красивый свет и геометрия вокруг, и всё складывается - и ты понимаешь, что решил сложный ребус и ты молодец. И этот азарт поиска верного окружения, визуальной среды, чтобы встроить туда героя, когда нужно эту среду найти, поймать, приручить, вычленить нужные декорации из обычной улицы или парка или квартиры - вот самое интересное.

 


7. КАК ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ФОТОГРАФИЯ - ЭТО ТВОЁ? 


Когда я была дизайнером, у меня не было никаких поползновений стать самым главным дизайнером. Ну дизайнер я и дизайнер, и ладно.

А вот самым главным в мире фотографом я стать хочу. Мне было бы приятно. И это, я считаю, показатель правильности выбранного пути.

8. КАК ТЫ ВИДИШЬ СВОЮ РАБОТУ ЛЕТ ЧЕРЕЗ 5?


Пока что я хочу продолжать делать то, что я делаю. Только чтоб это было стабильнее в финансовом плане.

Плюс быть увереннее в том инструментарии, которым я пользуюсь. Очень хочется успевать снимать и коммерческое фото, которое продается, и выставочные работы. Но это, зачастую, разные точки приложения - ты либо богатый, либо художник, совмещать - особый редкий талант ))
И если выбирать, то сейчас мне, вроде как, важнее коммерческие съемки. У меня есть Анька, и я ни от кого не хочу зависеть. Хочу быть уверенной, что выживу сама и обеспечу своего ребенка. Проблема в том, что потребность в самореализации фиг задавишь в угоду коммерции, так что все равно балансирую между полюсами.

 

9. ЧЕМУ ТЫ НАУЧИЛАСЬ, ЗАНИМАЯСЬ ФОТОГРАФИЕЙ?


Фотография научила меня не бояться людей. Подавляющее большинство моих клиентов - люди, с которыми мне было приятно общаться в течение съемки, и по моим ощущениям это было взаимно. И это не очень соотносится с моей социофобией. Я поняла, что умею находить общий язык с людьми, об этом я не подозревала. 

10. ЧТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ? 


Чужие удачные работы, свет красивый, дети играющие вдохновляют. Пойманная эмоция.
Ну и ребенок, конечно, главная муза. И муза, и в то же время иногда - тот самый крокодил из анекдота, который летает по кругу в цирке))) 


11. ДЕТИ ФОТОГРАФОВ ЧАСТО НЕ ЛЮБЯТ КАМЕРУ. А АННА ЛЕГКО ПОДДАЁТСЯ ФОТОГРАФИРОВАНИЮ?))

 

Да, с ней еще можно фотографироваться )) Правда она научилась строить дурацкие рожи на камеру, ну тогда например можно выдать ей пульт ДУ и объявить, что вот, десять минут снимай что хочешь, но потом я снимаю то, что нужно мне )) Ну и вообще шантаж, подкуп, угрозы и манипуляции - лучшие друзья матери-фотографа, все в курсе.
 

12. ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ УСПЕХ?


Ощущение уверенности в себе, в том, что делаешь. И возможность быть финансово самостоятельной.
В общем, бабло, слава и чувство глубокого удовлетворения )))

 


13. КАК ДУМАЕШЬ, СТОИТ ЛИ ДЕВОЧКАМ ИДТИ В СВОБОДНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ?


Ну вообще, мне кажется, у нормальной сильной личности это вообще не должно вызывать вопросов, кроме вопроса целесообразности в конкретной ситуации.

Но даже если страшно, как мне было на старте, все равно конечно да, это сильно повышает самооценку и жизненную устойчивость. 
У меня теперь есть ощущение того, что я сама не пропаду, есть жизнь без мужчины, есть жизнь без работодателя, и это не страдание никакое, не претерпевание в ожидании ближайшего буйка чтобы только уцепиться, вообще нет - вполне себе отличное самостоятельное плавание. Интересное и самодостаточное. Как любой преодоленный страх - это делает тебя сильнее и смелее и эгегей:)

 

История о том, как Марина снимала большую дружную семью, и мы большой радостной толпой с шутками и прибаутками бегали по Екатерининскому парку за карапузом Максимкой. Смотрим )))